Дипломы, курсовые, рефераты в Киеве
Главная » Каталог бесплатных работ » Банковское дело » Курсовые

Развитие системы банковского надзора в России
[ Скачать с сервера (30.9Kb) ] - Язык работы: русский29.10.2011, 12:50
www.diplomservis.com
===

Содержание:
Введение._______________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1Становление и развитие системы банковского надзора в России._______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______10
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России._________13
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор
в России.________________________________________________________13
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России._______________________________________________
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России._____________________________________15
2.2 Текущий надзор.______________________________________________17
2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17
2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций._________________22
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.______________________________________________________25
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33
Список использованных источников._________________________________34

Введение:
Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование.
Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.
В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и регулятивных требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.
Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.
Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.
В настоящее время в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский надзор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.
Независимо от того, выполняет ли эту деятельность один орган или несколько, банковское регулирование и банковский надзор есть единый процесс, поскольку имеют единую сферу и цели регулирования, различны лишь способы и инструменты, технологии и процедуры достижения этих целей.
Именно поэтому банковский надзор следует определить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого надзорным органом посредством специфических процедур, технологий и инструментов.
Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков.
В данной работе рассматриваются вопросы становления и развития системы банковского надзора в России, принципы и механизмы банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.

Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.
1.1. Становление и развитие системы банковского надзора в России.
Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
Первые банковские законы, регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.
Вместе с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.
Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение этих вопросов.
С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок.
Законодательство четко определило и цель банковского регулирования и надзора, которая состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом отмечено, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Впоследствии банковское законодательство расширилось за счет ряда новых законов:
- Федерального закона от 14 октября 1998 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
- Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
- Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
- Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому органами валютного регулирования являются Правительство Российской Федерации Банк России, а органом валютного контроля - Банк России.
Наряду с развитием банковского законодательства за эти годы была создана серьезная нормативная база Банка России, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора.
Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции .
Особое место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.
Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. Первоначально их состав, алгоритм расчета и предельные значения были зафиксированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991 г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответствии с которой было установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь, подразделялись на четыре группы и регулировали: 1-я группа -капитал банка, 2-я -объем обязательств банка, 3-я -ликвидность баланса, 4-я -максимальный размер риска на одного заемщика.
В апреле 1995 г. в связи с принятием новой редакции Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1, принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17, они регулировали: достаточность капитала банка; ликвидность; максимальный размер риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств банка; использование собственных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
В 2004 г. вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была существенно изменена система регулирования банковской деятельности.
Кроме того, в рамках Концепции развития ипотечного кредитования, принятой Правительством Российской Федерации, Банком России в Инструкции от 31 марта 2004 г. № 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацией с ипотечным покрытием» внесены некоторые изменения в методику расчета действующих обязательных нормативов применительно к данной группе кредитных организаций, а также установлен для них ряд дополнительных нормативов.
Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.
К ним, в частности, относятся:
- Положение Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
- Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
- Положение Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам следует отнести:
1) Инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельность;
2) методики по анализу деятельности кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России. Создание таких методик позволяет дать аналитикам Банка России единый инструментарий диагностики кредитной организации, включающий определение основных направлений и методов анализа, информационной базы, способов обобщения аналитической информации;
Инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России.
Наряду с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997—1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.
Накопление опыта инспекционных и аудиторских проверок, изучение международной практики обусловило совершенствование созданного методического обеспечения и разработку новых методических документов.
В целях повышения эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур.
Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного суждения.
4) инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.
С введением системы страхования депозитов кредитных организаций в 2004 г. была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой методикой все банки подразделяются на допускаемые в систему страхования вкладов и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка.
В целом процесс становления и развития банковского надзора в России характеризуется следующими особенностями:
- начиная с 1990-х годов в России происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;
- в настоящее время в России уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам;
- особенностями современной российской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у Банка России; превалирование централизованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие достаточного опыта и квалификации у сотрудников надзорного блока Банка России и его территориальных учреждений.
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.
Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности .
Департамент банковского регулирования и надзора имеет следующие управления:
- Управление методологии финансовых рисков;
- Управление методологии рисков внутрибанковских систем;
- Управление методологии текущего надзора;
- Управление анализа банковского сектора;
- Управление экспертизы правовых актов;
- Управление организации надзора за кредитными организациями Московского региона;
- Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;
- Организационно-экономическое управление;
- Управление информационного обеспечения.
Главная инспекция кредитных организаций Банка России включает следующие подразделения:
- Инспекцию № 1;
- Инспекцию № 2;
- Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;
- Управление инспектирования кредитных организаций по специальным проверкам;
- Информационно-аналитическое управление;
- Управление координации и методологии сопровождения инспекционной деятельности .
Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора.
В территориальных учреждениях Банка России в основном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т.е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кредитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.
Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей передачей информации соответствующему подразделению Банка России.
Наиболее принципиальные вопросы банковского регулирования и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.
В последние годы главной задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т.е. лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели.
Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной банковской практике. Это:
- формирование текущего банковского надзора как системы, т.е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как
единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;
- ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;
- совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;
- повышение квалификации сотрудников Банка России, занимающихся вопросами текущего банковского надзора.

Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России.
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор в России.
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России, как орган банковского регулирования и банковского надзора, призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные данным Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, - объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета банковского надзора назначает заместителей председателя Комитета банковского надзора, в том числе из числа руководителей структурных
подразделений Банка России, входящих в состав Комитета банковского надзора .
В настоящее время в состав Комитета банковского надзора входят следующие структурные подразделения Банка России:
- Департамент банковского регулирования и надзора;
- Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
- Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;
- Юридический департамент;
- Главная инспекция кредитных организаций;
- Главное управление безопасности и защиты информации;
- Московское главное территориальное управление Бачка России.
Комитет банковского надзора отвечает за подготовку решений по реализации политики Банка России в сфере банковского регулирования и надзора.
Основными задачами подразделений, входящих в Комитет банковского надзора, являются методическое и организационное обеспечение законодательно установленных функций Банка России в сфере банковского регулирования и банковского надзора. Эта работа охватывает весь «надзорный цикл»: от лицензирования кредитных организаций, осуществления текущего надзора за их деятельностью, инспектирования, до финансового оздоровления и осуществления в случае необходимости мероприятий по ликвидации финансово неустойчивых кредитных организаций.
Реализация политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления). По состоянию на 1.01.2007 г. в системе Банка России функционировали 19 национальных банков и 59 главных управлений.

2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России.
Развитие банковского бизнеса требует адекватного надзорного инструментария, поэтому, несмотря на достигнутый за последние годы очевидный прогресс в области банковского законодательства, правовое обеспечение банковского регулирования и надзора является далеким от совершенства и требует серьезного дальнейшего улучшения как в сфере законодательства, так и в сфере нормативных актов Банка России.
Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора. Для этого необходимо законодательно наделить Банк России полномочиями по применению профессионального (мотивированного) суждения в надзорной практике .
Одной из характерных особенностей российского банковского сектора является его недостаточная капитализация. Важной мерой, которая способна стимулировать собственников банков к наращиванию капитальной базы и поддержанию адекватного уровня достаточности капитала банков, станет повышение минимального требования к его достаточности. Невыполнение этого требования будет рассматриваться как основание для обязательного отзыва лицензии на осуществление банковских операций. В целях привлечения иностранного капитала следует установить общий для резидентов и нерезидентов порядок приобретения крупных пакетов акций (долей) кредитной организации.
Требует дальнейшего совершенствования правовая база консолидированного надзора, в том числе в области составления консолидированной отчетности и расчета на ее основе консолидированных рисков.
Стремительное развитие технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе Интернет-банкинга, ставит задачу правового регулирования такого рода деятельности и пруденциального ограничения связанных с этим операционных рисков, в том числе технологического и правового.
Одной из основных причин потери банками устойчивости является низкий уровень управления. В этой связи готовятся изменения в Закон о банках относительно повышения требований к владельцам и руководителям кредитных организаций. Это нужно, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении кредитными организациями руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций .
Своевременному и эффективному применению мер воздействия по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций будет способствовать внесение изменений в законодательство, направленных на совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков, исключение залога из конкурсной массы в случае банкротства должника.
Необходимо уточнить полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствии с его функциями и полномочиями как органа банковского надзора. Также нужно установить административную ответственность должностных лиц кредитной организации за нарушения, связанные с осуществлением банковской деятельности.
В максимальной степени соответствовать международным стандартам российский банковский сектор будет по завершению третьего этапа его реформирования (2004 - 2008 гг.), после реализации задач, предусмотренных в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.
2.2 Текущий надзор.
Текущий надзор (надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций) включает в себя документарный (дистанционный) надзор и инспектирование. Стратегической задачей текущего надзора является обеспечение надлежащего уровня управления кредитной организацией, т.е. такого управления, которое учитывает как внутренние, так и внешние аспекты деятельности кредитной организации и обеспечивает ее функционирование на непрерывной основе.
2.2.1 Документарный надзор.
В Российской Федерации центральным звеном текущего надзора является документарный надзор. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного мониторинга деятельности кредитной организации на возможно ранней стадии обнаруживать возникающие в ее деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитной организации и, в конечном счете, привести ее к банкротству. Документарный надзор позволяет также своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в деятельности кредитной организации негативных явлений и тенденций .
Документарный надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в Российской Федерации территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения кредитной организации.
Информационной базой документарного надзора являются:
- отчетность кредитных организаций (включая консолидированную отчетность банковской/консолидированной группы, банковского холдинга в случае, если кредитная организация является головной организацией или участником банковской/консолидированной группы, банковского холдинга);
- акты инспекционных проверок:
- данные, полученных в ходе посещения кредитной организации сотрудниками надзора, совещаний с руководством (руководителями подразделений) кредитной организации либо путем запроса информации от кредитной организации:
- внутренние документы кредитной организации, регламентирующие порядок, процедуры контроля за рисками, функционирования системы и службы внутреннего контроля, бизнес-планы и др.;
- аудиторские заключения;
- сведения из средств массовой информации, включая электронные;
- другая существенная с точки зрения деятельности кредитной организации информация.
Не реже одного раза в месяц надзорные подразделения территориальных учреждений Банка России анализируют текущее финансовое состояние поднадзорных кредитных организаций. По итогам такого анализа выносится оценка финансовой устойчивости, а также, в случае необходимости, принимается решение о применении к кредитной организации корректирующих мер надзорного характера.
В настоящее время оценка финансовой устойчивости кредитной организации осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». При этом оценка базируется, в основном, на оценке состояния собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации. По результатам оценки кредитные организации классифицируются на финансово стабильные (I категория) или проблемные (II категория). В рамках каждой из указанных категорий выделяются по две группы (всего четыре группы). Для классификации кредитных организаций по формализованным критериям разработано программное обеспечение. Для вынесения оценки территориальное учреждение использует также мотивированное суждение.
2.2.2 Инспектирование.
Проверки кредитных организаций проводятся Банком России в рамках реализации функций банковского регулирования и надзора. Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации либо по мотивированному решению Совета директоров. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.
Проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.
Основной целью проведения проверок кредитных организаций является оценка общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:
- оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации;
определение размера рисков, активов, пассивов;
оценка качества активов кредитной организации, величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;
оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации;
оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации .
Проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два вида:
комплексные - проводятся по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период, в срок до 60 рабочих дней;
тематические - проводятся по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией, за определенный период, в срок до 35 рабочих дней.
В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, они подразделяются на:
- региональные - проверки структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России;
- межрегиональные - проверки структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) также могут быть:
- плановыми - такие проверки проводятся в соответствии со Сводным
годовым планом комплексных и тематических проверок кредитных
организаций, составляемым на очередной календарный год, но при необходимости возможно внесение изменений в Сводный план;
- внеплановыми - они проводятся на основе решения Совета директоров Банка России. Председателя Банка России (лица, его замещающего). Комитета банковского надзора Банка России, а также решения о проведении внеплановой проверки кредитной организации, которое принимается руководством Банка России по предложению структурного подразделения Банка России, решения руководителя территориального учреждения Банка России (при проведении региональной проверки) или генерального инспектора межрегиональной инспекции.
Подготовка к проведению проверок кредитных организаций осуществляется на основе имеющейся в Банке России информации. Подготовка проводится для того, чтобы уточнить вопросы, подлежащие проверке, проверяемый период, и определить объем выборки документов (информации), необходимых для проведения проверок. Предварительной оценке подлежат:
- финансовое состояние кредитных организаций;
- подверженность кредитных организаций рискам;
- системы управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций;
- достоверность представляемой в Банк России отчетности кредитных организаций;
- устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе предшествующих проверок кредитных организаций:
- исполнение кредитными организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Результаты проверки кредитной организации отражаются в акте проверки и докладной записке о результатах проверки. При проведении проверки кредитной организации, имеющей филиалы, составляется сводный акт проверки.
Акт проверки состоит из трех частей: вводной, аналитической и заключительной. Структура аналитической части акта проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности кредитной организации (ее филиала).
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России.
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций.
Реализация государственной политики в сфере предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и изданными на их основании нормативными актами Банка России.
Работа по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций осуществляется на трех уровнях - самой кредитной организацией, территориальным учреждением Банка России и Банком России.
В области предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций практическими задачами надзорного блока Банка России являются:
- контроль за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части принятия мер по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению:
- обеспечение своевременного предъявления требований об осуществлении кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также требований о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала):
- проведение экспертной оценки планов мер по финансовому оздоровлению (реорганизации) кредитных организаций и контроль за выполнением предусмотренных ими мероприятий:
- контроль за деятельностью временных администраций по управлению кредитными организациями как инструмент для осуществления мер по предупреждению банкротства .
При возникновении у кредитных организаций оснований, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Банку России предоставлены
полномочия реализовать следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией:
- реорганизация кредитной организации.
В случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитные организации, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации.
Кредитные организации могут осуществлять меры по предупреждению банкротства по требованию Банка России или самостоятельно.
В случае установления указанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию:
- требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению;
- требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
- требование о реорганизации кредитной организации.
При получении требования Банка России кредитная организация обязана принять решение об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (разработка и осуществление плана мер по финансовому оздоровлению).
Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России.
В случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, зарегистрированного учредительными документами, кредитная организация обязана осуществить меры по увеличению величины собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, а в случае невозможности ее увеличения – снизить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) и внести соответствующие изменения в учредительные документы в соответствии с нормативными актами Банка России.
Неисполнение кредитной организацией требований Банка России является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных Федеральными законами.
Со дня возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства и до дня их устранения кредитная организация обязана уведомлять Банк России о проведении общих собратий учредителей (участников) кредитной организации, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), на которые Банк России вправе направить наблюдателя, а также информировать о совершении сделок с заинтересованными лицами и крупных сделок.

3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Под влиянием общемировых тенденций глобализации, бурного развития информационных и коммуникационных технологий, интенсификации денежных потоков неизбежно растет уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Проникновение в банковскую систему средств, имеющих преступное происхождение, представляет серьезную угрозу ее устойчивости и стабильности, поскольку резко повышает вероятность возникновения рисков, прежде всего - правового, кредитного и операционного, а также риска потери репутации. Деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) как важная составляющая механизма управления рисками стала одним из актуальных вопросов, решаемых в последнее время российским банковским сообществом. Эта тенденция повлияла и на расстановку акцентов банковского надзора в сфере ПОД/ФТ: от формального к содержательному, основанному на мотивированном экспертном суждении относительно деятельности банка и направленному на оценку возможных рисков участия кредитной организации или ее клиентов в схемах, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.
Правовые механизмы ПОД/ФТ в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Основные направления деятельности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ ориентированы на выполнение возложенной на них данным Федеральным законом функции: выявлять операции, подлежащие обязательному контролю (на основании законодательно установленных критериев), и подозрительные операции (согласно дополнительным признакам), и представлять информацию о таких операциях непосредственно в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу Росфинмониторинг) в порядке, установленном Банком России. Направления деятельности сформулированы в Федеральном законе и включают в себя:
- разработку правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления;
- назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение этих правил, и реализацию указанных программ;
- реализацию иных внутренних организационных мер в целях ПОД/ ФТ.
Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ подготовлены и утверждены Банком России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Они основываются на 40 Рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), стандартах Базельского комитета по банковскому надзору, Всеобщих директивах по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе («Вольфсбергских принципах»), а также учитывают положительную практику организации такой работы в кредитных организациях индустриально развитых иностранных государств и российских банках. Рекомендации содержат комплекс мер (программ), которые кредитным организациям следует осуществлять в целях ПОД/ ФТ. и которые включают в себя :
- процедуры идентификации и изучения клиентов и
выгодоприобретателей;
- механизмы выявления в деятельности клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций;
- правила документального фиксирования и хранения информации, а также обучения сотрудников кредитной организации вопросам ПОД/ФТ;
- порядок отказа от заключения договоров банковского счета и выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также порядок приостановления операций клиентов в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кредитные организации разрабатывают правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ с учетом рекомендаций Банка России, самостоятельно определяя полноту их применения в зависимости от специфики своей деятельности и деятельности своих клиентов (имея при этом в виду необходимость соблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России).
Ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления возлагается на специальных должностных лиц (ответственных сотрудников по ПОД/ФТ). Ответственные сотрудники по ПОД/ФТ должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Банком России. Банком России также определены квалификационные требования и к сотрудникам структурного подразделения кредитной организации по ПОД/ФТ в случае его создания кредитной организацией под руководством ответственного сотрудника по ПОД/ФТ.
С учетом особенностей своей деятельности, деятельности клиентов, степени риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитные организации разрабатывают программы подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ. Банк России установил требования к подготовке и обучению кадров по ПОД/ФТ в кредитной организации, регламентирующие такие вопросы, как разработка и утверждение в кредитной организации программы обучения по ПОД/ФТ (включающей порядок проведения обучения, его формы и порядок проверки знаний сотрудников кредитной организации по ПОД/ ФТ), плана реализации данной программы (включающего тематику обучающих мероприятий по ПОД/ФТ, сроки их проведения и лиц, ответственных за проведение обучения), а также перечня структурных
подразделений кредитной организации, сотрудники которых должны
пройти обучение по ПОД/ФТ.
Для обеспечения передачи кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Банком России установлен порядок, предусматривающий использование информационных и телекоммуникационных каналов связи Банка России. Информация передается в электронном виде с применением современных криптографических технологий, обеспечивающих высокую степень ее защищенности от несанкционированного доступа. Использование унифицированных форматов дает возможность осуществлять автоматизированную обработку передаваемой информации в уполномоченном органе.
Чтобы предотвратить использование банковской системы для финансирования терроризма, Банк России регулярно доводит до сведения кредитных организаций перечни лиц, имеющих отношение к экстремистской деятельности, которые формируются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России в рамках реализации надзорных функций осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ. ориентируясь на оценку возможных рисков участия кредитных организаций либо их клиентов в операциях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в целях обеспечения своевременного принятия упреждающих мер надзорного реагирования.
Основные формы контроля:
1. Документарный (текущий) надзор с акцентом на реализацию проактивной функции банковского надзора, основанной на использовании информационных и аналитических систем мониторинга текущего состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и регулятивных требований в области ПОД/ФТ для выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций по ПОД/ФТ.
2. Инспекционные проверки кредитных организаций, основанные на данных документарного надзора, а также подготовленных Банком России и периодически обновляемых им методологических рекомендациях.
Надзорная деятельность в области ПОД/ФТ осуществляется Банком России по следующим основным направлениям:
- проверка организации в кредитных организациях внутреннего контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ:
- проверка соответствия практической деятельности кредитных организаций положениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ:
- проверка соответствия практической деятельности кредитных организаций собственным правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программам его осуществления.
Специфической особенностью применения мер воздействия к кредитным организациям за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ является право Банка России отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неоднократного нарушения ей в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии детализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сопровождающегося реальной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков.

3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.
Возможные в перспективе изменения в правовой базе банковского надзора в значительной мере будут зависеть от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, памятуя об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.
Как показала работа состоявшегося 6 апреля 2007 года XVIII съезда Ассоциации российских банков (АРБ), дискуссия о проблемах банковского надзора не осталась незамеченной в банковском сообществе. Не случайно одним из трех основных вопросов повестки дня форума стал вопрос о банковском надзоре как инструменте развития банковской системы и обеспечения конкурентоспособности российских кредитных организаций.
Вниманию участников съезда были предложены для обсуждения следующие тезисы "О надзоре" президента АРБ Г.А. Тосуняна :
Тезис 1. Надзор не самоцель, а средство обеспечения устойчивого развития национальной банковской системы и конкурентоспособности российских банков на мировых финансовых рынках.
Тезис 2. Надзор - это не карательный инструмент в руках ЦБ РФ для того, чтобы держать все кредитные организации "в тонусе" якобы в интересах клиентов.
Тезис 3. Эффективность надзора следует оценивать с точки зрения того, насколько он:
- обеспечивает принципы равной конкуренции;
- способствует доступности банковских услуг;
- влияет на снижение стоимости банковских услуг;
- способствует развитию кредитного рынка.
Тезис 4. Если норма закона нарушается практически всеми участниками рынка, значит, необходимо срочно провести ревизию тех правил, которые вызывают столь массовую эпидемию нарушений, с точки зрения их разумности и соответствия экономическим реалиям.
Тезис 5. При осуществлении надзора необходимо сосредоточить внимание на случаях совершения правонарушений, имеющих особую общественную опасность.
Тезис 6. Мотивированное суждение должно использоваться исключительно в интересах банков. Оно должно служить основанием для принятия во внимание существенных обстоятельств, которые позволяют исключить или смягчить ответственность за незначительные нарушения, а не использоваться для расширительного толкования норм, устанавливающих те или иные ограничения.
Тезис 7. Банковский надзор нецелесообразно выводить из компетенции Банка России, но при этом он должен быть усовершенствован.
Тезис 8. Реформирование банковского надзора будет эффективным в том случае, если законодательно будут прописаны процедуры взаимодействия Банка России с представителями банковского сообщества при разработке и принятии нормативных актов.
Тезис 9. Для реализации "механизма обратной связи" необходимо включение представителей банковского сообщества в состав основных органов управления и надзора за банковской системой - Национальный банковский совет, Совет директоров Банка России и Комитет банковского надзора Банка России с правом совещательного голоса.
Тезис 10. Банковское законодательство нуждается в совершенствовании, особенно в части процедур привлечения к ответственности за его нарушения и в определении истинного субъекта правонарушения.
Судя по всему, идеи, прозвучавшие на съезде АРБ, не останутся без отклика. Парламент и Правительство, безусловно, учтут их, определяя основные направления дальнейшего совершенствования банковского надзора. Хотя, конечно, сама дискуссия по этой крайне злободневной для финансового сектора теме еще не закончена.

Заключение:
Важным шагом на пути построения эффективного надзора является целесообразность жесткой регламентации границ вмешательства государства в деятельность кредитных организаций. Необходимо перейти на практику возмещения затрат, связанных с вмешательством государства в банковскую сферу.
Сегодня первостепенное значение приобретает право Банка России на профессиональное суждение при оценке бизнес-перспектив банков, анализе их финансовой устойчивости, качества внутреннего контроля и корпоративного управления. Возникает обстановка, когда субъективные решения надзорных органов являются определяющими.
Чтобы решить возникающие в связи с этим в надзорной практике проблемы между ЦБ РФ и банками, целесообразно внедрить стандарты качества банковской деятельности, разработанные АРБ совместно с Банком России. Эти стандарты должны стать основой для выработки мотивированного суждения надзорного органа по оценке деятельности банка.
Возможные в перспективе изменения в правовой базе банковского надзора в значительной мере будут зависеть от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, памятуя об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.


Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Федеральный закон от 03.02.1996 №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
3. Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
4. Инструкция Банка России от 1 декабря 2003 года № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» с изменениями и дополнениями.
5. Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005.
6. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2002.
7. Бугров А.В. Очерки по истории Государственного банка Российской империи. М., 2001.
Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. М. : Экономика, 2005.
9. Банковское дело : учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд. перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2005.
10. Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006.
11. Журнал "Юридическая работа в кредитной организации", 2007, № 2.

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 403-405.
Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 404.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с.138.

Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 139.

Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 402.
Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»
Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 156.

Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 160.

Журнал "Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 2
Категория: Курсовые | Тема: Развитие системы банковского надзора в России | Добавил: kotik
Просмотров: 416 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]